Автор книги, Пётр Петрович Латышев, яхтсмен с большим стажем.
В 1980 году по его чертежам для яхты «Гольфстрим» («перестройка» в смысле «переделка» из «Дракона») были пошиты новые паруса. Переход на топовое вооружение, тщательная обработка подводной части корпуса, усовершенствование проводки бегучего такелажа, и систематическая корректировка парусов, проводимая в основном П.П.Латышевым, - всё это позволило вывести «Гольфстрим» с традиционного места где-то в середине флота, насчитывавшего в то время 25 самодельных крейсерских яхт, на лидирующие позиции. Вспоминаю об этом только для того, чтобы читатель не воспринимал книгу как откровения дилетанта, только что ознакомившегося с проблемой и решившего написать сочинение на тему «Что я понимаю в гандикапе». Напротив, на протяжении полутора десятка лет П.П.Латышев пытался донести свои идеи до «святых отцов» из спортивно-технической комиссии Федерации парусного спорта СССР, а затем технического комитета Парусного крейсерского союза России. Впервые введён и количественно определён новый параметр «мобильность судна» (ниже по тексту просто мобильность), характеризующая скоростные качества судна. Для количественного определения мобильности П.П.Латышев использовал эвристические соображения, в основе которых лежат размерности гоночного балла и чисел Фруда. Такой подход в науке достаточно хорошо известен и эффективно используется в теориях размерностей и подобия. Для четырёх случаев: слабый, промежуточный, свежий ветер и экстремальная ситуация (форсирование парусами), - найдены пары опорных точек «скорость – мобильность». Мобильность для значений скорости, находящихся между опорными точками, определяется линейной интерполяцией. В результате для каждого судна может быть построен график мобильности как функции скорости от нуля до максимально возможной. Для использования мобильности в гандикапе необходимо иметь такие графики для судов, участвующих в гонке. Тогда легко по приходу лидера (лидеров) определить среднюю скорость судов на дистанции, а по ней, сопоставляя мобильности, расставить участников по местам. В отличие от общепринятого определения энерговооружённости как площади парусности судна, П.П.Латышев на основе своей предметной модели обтекания паруса воздушной средой дал более общее определение этой величины. Предложены формулы и правила учёта размера и пропорций парусов, для различных типов парусного вооружения. По-новому учтено остаточное (волновое) сопротивление, для чего и введено понятие эквивалента водоизмещения. Существенный вклад, по мнению П.П.Латышева, в эту величину вносит размер и пропорции сечения, названного им талией, и форма строевой судна по шпангоутам ниже ватерлинии в гоночном состоянии. Автор указал правила измерения или вычисления этих величин. Простота формул позволяет мгновенно корректировать графики мобильностей судов. Поэтому возможно создание банка данных по мобильностям для каждого судна в зависимости от размещения балласта, числа членов экипажа и его расположения, изменений в конструкции яхт и т.д. Вместе с фотографиями яхты для крайних случаев по дифферентовке и крену такой банк данных будет способствовать контролю действий экипажа на дистанции. Разумность предлагаемого подхода к оценке скоростных качеств судов подтверждается примерами анализа финальных гонок на Кубок «Америки» 1988 и 2000 годов. Кроме того, использование понятия мобильности судна позволило объяснить результаты испытаний моторных водоизмещающих судов как крупнотоннажных, так и малых судов с двигателями разных размеров и мощности. Г.Я.Труханов Член Технического подкомитета Комитета крейсерского яхтинга ВФПС, Меритель крейсерских яхт №208. |